- page 20

2. 2017 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
20
ситуациях, связанных со смертью детей в условиях
скорой помощи [19, 20]. Специалиста, который сооб-
щает плохие новости об умершем ребенке, дважды
записывают на видео и оценивают в динамике навы-
ки коммуникации с стандартизированными родите-
лями. При этом используют стандартизированный
опросник и меры оценки. Обратная связь предостав-
ляется сразу после первой сессии, и повторно при
работе с другим стандартизированным родителем
через 4-10 недель. Было отмечено улучшение навы-
ков консультирования в таких ситуациях.
Исследуется эффективность компьютерного обу-
чения с использованием мультимедийного CD-ROM
модуля по лечению боли при онкологическом забо-
левании [38]. Несмотря на эффективность данной
методики, авторы предостерегают, что привлечение
врачей к использованию только компьютерных тех-
нологий может стать серьезной проблемой.
Рассматривается также методика с привлечением
в образовательный процесс специалистов по этике
[43]. Данная методика продемонстрировала эффек-
тивность инициативы по обучению этике, которая
проявилась в изменении поведения врачей.
Обсуждается вопрос о том, можно ли преподавать
эмпатию [42]. Несколько опубликованных работ
демонстрируют эффективные образовательные под-
ходы к обучению эмпатии [15, 25, 33]. Хотя эмпати-
ческая способность у студентов-медиков со време-
нем снижается после специальной подготовки [35].
Интересно также мнение специалистов ВОЗ, дав-
ших высокую оценку положительным изменениям
по паллиативной помощи, произошедшим в России
за последние 5 лет. Представителями ВОЗ были даны
следующие рекомендации в области образования:
1.
Внедрить в программу обучения студентов
медицинских вузов – 80 часов теории и практики по
паллиативной помощи в конце обучения в вузе; в
программу обучения медицинских сестер – 80 часов
в конце обучения в колледже, а также 80 часов для
социальных работников.
2.
Необходимо внедрение трехуровневого обу-
чения для врачей: базовый уровень – 35 часов (тео-
рия+практика) для врачей поликлиник, районных
больниц, практикующих врачей; промежуточный –
144 часа для специалистов, которые часто по роду
своей деятельности сталкиваются с паллиативными
пациентами; специализированный – 2 года.
Промежуточный уровень обучения должен быть для
всех специалистов: взрослых онкологов, гематоло-
гов, кардиологов, неврологов, психиатров, фтизиа-
тров, пульмонологов, инфекционистов, гериатров.
3.
Развитие специализированных программ по
паллиативной помощи (ПП) в течение 10 лет:
2-летняя программа по паллиативной
медицине;
внедрение оценки обучения в рамках офи-
циальной аккредитации по ПП;
для специалистов, отработавших не менее
2 лет в ПП, возможность прохождения аккредитации
без 2-летнего обучения.
4.
Открытие в крупных медицинских универ-
ситетах (как минимум в 40) кафедр по ПП в течение
20 лет.
5.
Обучение специалистов по паллиативной
помощи для русскоговорящих стран.
6.
Взаимодействие с зарубежными тренинго-
выми центрами по ПП.
7.
Создание тренинговых центров на базе уни-
верситетов.
Таким образом, за последние годы много сделано в
РФ для развития паллиативной помощи, в т.ч. и детям,
но многое еще предстоит сделать. Очевидным стано-
вится, что необходима разработка стратегии системы
образования по паллиативной помощи детям в РФ,
основанной на междисциплинарном взаимодействии,
выявленной потребности в оказании такой помощи и
дефиците кадров на существующем международном
опыте в этой сфере. Необходима дальнейшая разработ-
ка образовательных программ по паллиативной помо-
щи детям. Программы могут разрабатываться по
модульной системе, которая позволит их модифициро-
вать под отдельные категории специалистов, которых
необходимо воспитать для работы в команде по оказа-
нию паллиативной помощи детям. Необходимо откры-
тие тематических кафедр/курсов/циклов по паллиа-
тивной педиатрии, социальной работе, психологии,
внедрение аккредитации как специалистов, так и пре-
подавателей, работающих в этой области. Для обучения
специалистов и преподавателей необходимы не только
переводы и издание существующих иностранных гайд-
лайнов и монографий по данной теме, но и разработка
и издание отечественных методических пособий, фор-
муляров, учебников по паллиативной помощи детям,
основанных на лучших международных и отечествен-
ных практиках.
Авторы выражают благодарность компании
«Новартис» за поддержку образовательных инициа-
тив по паллиативной помощи детям в РФ.
Литература:
1. Дианов М.А. и др. Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. /
М. : Росстат, 2015. – 174 с.
2. Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и
профессиональное обучение. Сборник документов ВОЗ и
ЕАПП. – М.: Р. Валент, 2014. – 180 с.
3. Савва Н.Н. Паллиативная помощь детям в России: потреб-
ность, состояние, концепция развития. М., 2015. – 100 с., илл.
4. Anonymous, Palliative care for children, In: Pediatrics, 2000. Pp.351–
357. [PubMed]
5. Amery J. A really practical handbook of children’s palliative care for
doctors and nurses anywhere in the world. Lulu Publishing Services,
2016 – 423 pp.
6. Barzansky B., Veloski J., Miller R., and Jonas H. Palliative care and
end-of-life education. Academic Medicine, 1999. 74(10):s102–s104.
[PubMed]
1...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...56
Powered by FlippingBook