- page 17

Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
2. 2017 г.
17
ги разного уровня для медицинских и немедицинских
специалистов. Так, активно работает в этом направле-
нии благотворительный фонд «Детский паллиатив»,
предоставляя региональным специалистам семинары
по отдельным аспектам паллиативной помощи детям.
К сожалению, на сегодня нет специализированных по
паллиативной помощи детям курсов/циклов/часов в
вузах, занимающихся преподаванием социальной
работы, психологии. Существуют и проблемы в каче-
стве преподавания данной темы, зачастую преподава-
ние осуществляется специалистами, не имеющими
преподавательского и практического опыта в этой
области или имеющими опыт работы со взрослым кон-
тингентом паллиативных больных. В то время как ока-
зание паллиативной помощи детям и преподавание по
этой теме требует специальных знаний и умений от
практикующего специалиста и преподавателя.В насто-
ящее время в номенклатуре медицинских должностей
есть врач по паллиативной помощи и не существует
специальности. В то время как в 35 развитых странах
мира паллиативная помощь детям успешно интегриро-
вана в государственную систему здравоохранения, а в
17 – является самостоятельной специальностью.
Целью данной работы является рассмотрение
текущего состояния педиатрического образованияпо
паллиативной помощи детям, а также перспективы
возможного применения имеющихся ресурсов, учеб-
ного материала и методов обучения для оказания
паллиативной помощи ребенку с неизлечимым забо-
леванием.
Определение целей образования в паллиативной
помощи детям зависит от четкого определения объе-
ма педиатрического паллиативного ухода [8].
Американская академия педиатрии [4] подчеркивает
необходимость более широкого распространения,
раннего доступа и непрерывности образовательных
возможностей по паллиативной помощи на многих
этапах профессионального развития врача.
Паллиативная медицина – это искусство и наука,
ориентированная на неизлечимо больного ребенка, на
его семью, на оказание медицинской помощи, направ-
ленной на улучшение качества жизни и уменьшение
страданий. Паллиативная помощь направлена на
облегчение боли и других симптомов, а также на духов-
ные, эмоциональные, психосоциальные и физические
потребности как самого пациента, так и его семьи.
Паллиативная помощь направлена на улучшение каче-
ства жизни тяжелобольных детей и их семей на протя-
жении всего периода болезни, на оказание помощи
пациентам и их семьям в период умирания ребенка и
после его ухода из жизни, последние являются одними
из наиболее важных услуг, которые может предоста-
вить медицинский работник. Паллиативная помощь не
ускоряет и не продлевает смерть. Неотъемлемым явля-
ется возможность оказания всего комплекса услуг,
включая лечебные, необходимые детям с ограничиваю-
щими жизнь заболеваниями [24, 18].
Некоторые авторы полагают, что многие навыки,
необходимые для обеспечения паллиативной помо-
щи, – это «общие навыки, которые являются осно-
вополагающими в практике медицины в любой кли-
нической области…» [30]. В своем обзоре по образо-
ванию в паллиативной помощи МаcDonald [28]
отмечает, что паллиативная медицина часто выгля-
дит как… «перечисленные в молитве особые люди, у
которых есть достойные обсуждения проблемы, но
для которых в самой молитве – учебной программе,
как правило, мало места». Мы часто слышим от боль-
шинства руководителей образовательных учрежде-
ний слова поддержки о необходимости включения
вопросов по паллиативной помощи детям в базовую
программу образования. Например, кто не согласен с
тем, что наши студенты-медики должны проводить
больше времени в работе с пациентами, развивать
чувство заботы в целом о человеке, учиться работать
в команде, развивать навыки общения и рассматри-
вать медицинские вопросы с этических позиций, т.е.
учиться тому, что особенно актуально в паллиатив-
ной педиатрии. В системе современного образования
у студента есть возможность работать в среде, отвеча-
ющей большинству целей базового медицинского
образования. Важно отметить, что паллиативная
помощь не должна конкурировать с преподаванием
других специальностей, а скорее быть средством
укрепления идеалов медицинской и общечеловече-
ской культуры. Поэтому чрезвычайно важно вне-
дрять в базовое медицинское образование изучение
основ паллиативной помощи, в т.ч. детям.
Многие медицинские специалисты так или иначе
оказывают паллиативную помощь детям. Среди них
детские онкологи, педиатры, врачи общей практики
(семейные врачи), анестезиологи-реаниматологи,
хирурги, реабилитологи, медицинские сестры.
Детских онкологов многие рассматривают как
образцы для подражания при уходе за умирающим
ребенком. Однако опрос в этой среде, организован-
ный Американским обществом клинической онко-
логии [23], показал, что только 10% детских онколо-
гов прошли официальные курсы по терминальному
уходу в медицинской школе и только 2,2% сообщили
о ротации в отделениях паллиативной помощи или
хосписе. При этом многие из них сообщили о том,
что им приходится работать с умирающими детьми, а
наиболее распространенным методом обучения
«уходу в конце жизни» (endoflifecare) они отмечают
метод «проб и ошибок», т.е. только собственный
опыт. Среди опрошенных 34% детских онкологов
указали на потребность в новых материалах по пал-
лиативной помощи.
Педиатры играют не менее важную роль в паллиа-
тивной помощи, т.к. являются первичным звеном и
заботятся не только об умирающих детях, но также о
сиблингах ребенка с неизлечимым заболеванием,
кроме того, взаимодействуют с другими службами,
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...56
Powered by FlippingBook