- page 18

2. 2017 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
18
оказывающими весь комплекс паллиативных услуг
такому ребенку.
Анестезиологи-реаниматологи по долгу службы
имеют навыки работы с острым болевым синдромом
и во многих случаях определяют стратегию обезболи-
вания в учреждении, в том числе и в отношении пал-
лиативного ребенка с хронической персистирующей
болью, который оказался в клинике и у которого, в
отличие от пациента с острой болью, должны быть
использованы в качестве золотого стандарта обезбо-
ливания кардинально другие препараты, в частности
морфин, а не промедол.
В России не существует специального образова-
ния, ротации по паллиативной помощи детям для
начинающего детского онколога, да и для врачей
другого профиля. Желание обучиться по этой теме
основано исключительно на собственной инициати-
ве врача или по распоряжению местного департамен-
та здравоохранения при формировании службы в
регионе. Поэтому необходимо дальнейшее изучение
вопроса о том, как обучить врачей больниц и первич-
ной медико-санитарной помощи тому, как осущест-
влять уход за неизлечимо больным или умирающим
ребенком и как поддержать практику врачей в соот-
ветствии с новейшими разработками в области пал-
лиативной педиатрии.
Медицинские сестры всегда занимали централь-
ное место в развитии международного хосписного
движения, однако возможности получения образова-
ния для медсестер в области паллиативной помощи
все еще редки. Известен проект «Укрепление
сестринского образования для улучшения ухода за
пожилыми людьми», который нацелен на образова-
ние медсестер в области ухода за пациентами в конце
жизни [16]. Также опубликованы работы по созда-
нию стандартов работы медсестры по паллиативному
уходу [10]. В России до настоящего момента не суще-
ствует специальных образовательных курсов для
медсестер по паллиативной помощи вообще и по
ППД в частности.
Еще один не менее важный член паллиативной
команды – фармацевт/фармаколог. Недавний зару-
бежный опрос, проведенный в 4000 хосписов, пока-
зал, что только 10% хосписов обучают студентов-фар-
макологов особенностям фармакологии и фармако-
кинетики препаратов у паллиативных пациентов [21].
В команду паллиативной помощи всегда включают
семью. Поэтому обучение семей основам паллиатив-
ной помощи тоже важный аспект. В этом смысле
интересна публикация, в которой было показано, что
врачи, оказывающие паллиативную помощь, и роди-
тели детей с онкологическими и другими неизлечи-
мыми заболеваниями по-разному оценивают характер
и частоту симптомов у детей. Кроме того, были проде-
монстрированы большие пробелы в общении с паци-
ентами и их семьями в отношении прогностической
информации и другой важной информации [11, 44].
Несмотря на более высокий уровень развития палли-
ативной помощи за рубежом, руководители медицин-
ских образовательных учреждений Европы, Канады,
Великобритании и Соединенных Штатов Америки
отмечают серьезные недостатки в виде большой вариа-
бельности в доступности курсов паллиативной помощи,
учебных часов и должностей преподавателей по паллиа-
тивной помощи [7, 17, 22, 27, 29, 32, 41]. Несмотря на то
что большинство зарубежных медицинских школ вклю-
чили в содержание учебной программы паллиативные
вопросы, многие студенты считают, что полученное ими
образование является неадекватным [6]. Обучение по
паллиативной помощи было сочтено приемлемым на
64% и недостаточным для 35,2% учащихся. Интересно,
что только 43,3% студентов-медиков считали, что обуче-
ние по обезболиванию было адекватным. Большинство
студентов отметили, что они изучили такие аспекты
профессионализма, как сострадательное отношение к
пациентам, уважение неприкосновенности частной
жизни и достоинства пациентов, а также основные эти-
ческие дилеммы в медицине (уход в конце жизни, отказ
от реанимационных пособий).
При составлении образовательных программ по
педиатрической паллиативной помощи необходимо
учитывать ряд моментов: определение образователь-
ных целей, выбор методов обучения и содержания
обучения, вопросы междисциплинарного сотрудни-
чества в преподавании ППД, оценка процесса обуче-
ния и его результатов, навыки преподавателей.
Образовательные подходы должны включать: когни-
тивный (приобретение информации и знаний);
аффективные (признание и исследование личных
чувств специалиста, вызванных взаимодействием с
неизлечимо больным ребенком и членами его семьи);
поведенческие (развитие конкретных навыков);
социальные (предоставление медицинских услуг в
конкретном социальном и культурном контексте)
[18]. Среди особенностей образования по ППД неко-
торые авторы отмечают необходимость в знаниях
юридических аспектов, например проблем у детей,
которые могут быть связаны с отсутствием возмож-
ностей принятия решений или, например, непра-
вильной интерпретацией известного в США закона
Baby Doe. При взаимодействии с ребенком-инвали-
дом с его взрослением могут меняться база коммуни-
кативных знаний и навыков, понимание восприятия
смерти ребенком, оценка симптомов и их ведение,
проблемы в школе и сообществе. Также требуются
знания особенностей фармакокинетики препаратов
при изменяющихся физиологических реакциях
ребенка с неизлечимым заболеванием [5,18].
При оценке зарубежных учебных программ AMA
«Образование для врачей по оказанию паллиативной
помощи в конце жизни» (EPEC) программа само­
обучения UNIPAC, подготовленная Американской
академией хосписной и паллиативной медицины
(AAHPM), Детский международный проект по пал-
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...56
Powered by FlippingBook