- page 19

Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
2. 2017 г.
19
лиативным/хосписным услугам (ChIPPS ), Сборник
педиатрической паллиативной помощи, подготов-
ленный Национальной организацией хосписной и
паллиативной помощи (NHPCO) [9, 13, 27, 34, 39,
40], можно сформировать следующий список тем и
аспектов паллиативной помощи, прозвучавших в
этих программах:
1. Принципы паллиативной помощи
2. Смерть и понимание восприятия смерти в зави-
симости от возраста ребенка
3. Уход на дому и хоспис
4. Медицинская паллиативная помощь
5. Планирование ухода за неизлечимо больным
ребенком
6. Сообщение плохих новостей, трудные разговоры
7. Прекращение лечения (протоколы отключения
от ИВЛ)
8. Оценка и лечение симптомов
9. Горевание
10. Особенности культуры и религии
11. Юридические и этические вопросы
12. Междисциплинарный командный уход
13. Духовная забота
14. Психосоциальная помощь
15. Практические вопросы после смерти (свиде-
тельства о смерти, морг, медицинская экспертиза)
16. Улучшение качества и методология научных
исследований в паллиативной помощи
17. Сострадание, человечность, смирение и аль-
труизм
18. Комплементарная и нетрадиционная медицина
19. Проблемы школы и сообщества при работе с
неизлечимо больным ребенком-инвалидом
20. Депрессия и психические расстройства
Также в соответствии с рекомендациями авторов
из ЕАРС в 2013 году [14] при разработке программ
обучения необходимо использовать трехступенчатый
подход в зависимости от уровня оказания паллиатив-
ной помощи:
1 ступень
– паллиативный подход: обучение по
паллиативной помощи специалистов, работающих в
учреждениях, не специализированных для ее оказа-
ния (врачей общего профиля, учреждений сестрин-
ского ухода и сотрудников домов для престарелых и
инвалидов, а также для медицинских сотрудников в
программах базового образования или непрерывного
профессионального образования);
2 ступень
– общая (первичная) паллиативная
помощь: обучение врачей первичной медицинской
помощи и специалистов, занимающихся лечением
пациентов с прогрессирующими, приводящими к
преждевременной смерти заболеваниями (например,
онкологи или геронтологи), но оказание паллиатив-
ной помощи не основная их работа. Данный курс
включается в программы базового медицинского
образования (студенты вузов и колледжей), а также в
программы последипломного образования (интерна-
тура, ординатура, тематическое усовершенствова-
ние) и непрерывного профессионального обучения
(повышение квалификации);
3 ступень
– специализированная паллиативная
помощь: осуществляется в специализированных
учреждениях врачами, основной профессиональной
деятельностью которых является оказание паллиа-
тивной помощи пациентам со сложными потребно-
стями, что требует более высокой квалификации
персонала и специальных ресурсов, а также постди-
пломного образования по данной специальности.
Предлагаются также компетенции, которыми дол-
жен обладать специалист после прохождения обуче-
ния, необходимые для оказания паллиативной помо-
щи (приводятся в переводе из [2]):
Реализовать основные компоненты/принципы
паллиативной помощи везде, где находится пациент
и его семья
Обеспечивать максимальный физический ком-
форт пациенту на всех этапах болезни траектории его
болезни
Удовлетворять психологические потребности
Удовлетворять социальные потребности
Удовлетворять духовные и экзистенциальные
потребности
Учитывать и откликаться на потребности осу-
ществляющих уход за пациентом членов семьи в
рамках краткосрочных, среднесрочных и долговре-
менных целей
Осознавать сложность ситуации принятия реше-
ний по клиническим и этическим вопросам паллиа-
тивной помощи
Координировать процесс оказания комплексной
помощи силами междисциплинарной бригады везде,
где предоставляется паллиативная помощь
Развивать навыки межличностного общения,
необходимые для оказания паллиативной помощи
Проводить самоанализ и постоянно повышать
профессиональную квалификацию
Широкий спектр методов обучения по паллиатив-
ной помощи можно найти в зарубежных источниках
по паллиативной медицине для взрослых пациентов,
включая контролируемую клиническую практику,
компьютерное обучение, ролевые тренинги, модели-
рование/стандартизацию пациентов, просмотр видео-
фильмов, обсуждение в малых группах, обсуждение
клинических случаев, междисциплинарное обучение,
обучение в хосписе и на домашних визитах к пациен-
там, психологическая подготовка (например, когни-
тивно-поведенческие методы) [26,31,36,37]. Поэтому
задача педагогов состоит в том, чтобы определить
теоретическую и концептуальную основу существую-
щих учебных стратегий, которые сочетают в себе как
дидактические, так и эмпирические подходы.
Интересной методикой является инициатива
использовать стандартизированных родителей для
улучшения навыков консультирования в кризисных
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...56
Powered by FlippingBook