№
2. 2016 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
16
Именно поэтому формирование оптимальной в
каждом конкретном случае модели поведения
семьи и ближайшего окружения по отношению к
тяжелобольному должно находиться в поле про-
фессиональной деятельности не только психоло-
га, но и социального работника. Такая модель
поведения должна быть им предложена или скор-
ректирована.
Все вышеизложенное еще раз доказывает, что объ-
ектами социальной работы в системе паллиативной
медицинской помощи является не только сам паци-
ент, но его семья и ближайшее окружение.
Рассмотрим основные технологии социальной
работы, которые должен использовать профессио-
нальный социальный работник при осуществлении
своей деятельности в медицинских организациях
системы паллиативной медицинской помощи.
Следует отметить, что сущность технологий соци-
альной работы следует рассматривать как совокуп-
ность приемов, методов и воздействий государствен-
ных, общественных и частных организаций, специа-
листов и волонтеров, направленных на оказание
помощи, поддержки, защиту любого человека.
Особенно это относится к наиболее нуждающимся,
наиболее уязвимым категориям, к которым в полной
мере можно отнести и тяжелобольных лиц как ока-
завшихся в трудной жизненной ситуации.
Технологии социальной работы в концентриро-
ванном виде выступают как обобщение накопленных
и систематизированных знаний, опыта, умений и
практики работы субъектов социальной деятельно-
сти – профессиональных социальных работников,
учреждений и организаций здравоохранения, систе-
мы социальной защиты и социального обслуживания
населения.
Технология, с которой профессиональный соци-
альный работник начинает свою работу с пациентом
при оказании паллиативной медицинской помощи,
носит название социальной диагностики. Используя
данную технологию, профессиональный социаль-
ный работник дает «социальную характеристику»
пациента, оценивает его социальный статус, выявля-
ет социальные, правовые, психологические и иные
проблемы, связанные с болезнью пациента, с состоя-
нием окружающей его среды.
Профессиональный социальный работник анали-
зирует условия жизни больного и его семьи, содей-
ствует оформлению инвалидности, выплате пенсий,
пособий, компенсационных выплат, оказывает зако-
нодательно установленные иные меры социальной
поддержки. Тем самым реализуется принцип экоси-
стемности медико-социальной работы, как учет всей
системы взаимодействия пациента с окружающей
средой в данной проблемной парадигме.
Помимо этого, профессиональным социальным
работником проводится диагностика внутрисемей-
ных взаимоотношений, на основе которой составля-
ется характеристика отношений между больным, его
родственниками и ближайшим окружением.
Именно с этого этапа начинается активное взаи-
модействие социального работника с пациентом и
его семьей, определяется характер последующих вза-
имоотношений с ним и его ближайшим окружением.
В рамках данной технологии могут использоваться
различные методы. Рассмотрим один из них – бесе-
ду-знакомство.
В начале беседы социальному работнику важно
установить эмоциональный контакт с пациентом.
В нем больной должен увидеть сопереживающего
ему человека. Социальному работнику важно терпе-
ливо и сочувственно выслушать, дать возможность
пациенту «выговориться», не следует при этом спо-
рить, а тем более критиковать его.
Следующий этап беседы должен помочь в установ-
лении последовательности событий, которые приве-
ли больного к появлению проблем социального
характера. Важно при этом снять ощущение безыс-
ходности ситуации. Для достижения этого применя-
ются такие приемы, как «преодоление исключитель-
ности ситуации», «поддержка успехами», дань уваже-
ния выдержке, самообладанию больного и др.
Далее социальному работнику и пациенту следует
перейти к совместному планированию деятельности
по преодолению имеющихся медико-социальных
проблем. Здесь желательно использовать такие прие-
мы, как «планирование», т.е. побуждение к словес-
ному оформлению планов на будущее; «удержание
паузы» – целенаправленное молчание, позволяющее
больному проявить инициативу в планировании
своей жизни, найти дополнительные доводы в защи-
ту своей позиции. Тем самым реализуется принцип
конструктивной стимуляции медико-социальной
работы.
На завершающем этапе беседы следует оконча-
тельно сформулировать жизненные планы при
активной психологической поддержке. В этих усло-
виях целесообразно использовать такие приемы, как
«логическая аргументация», «рациональное внуше-
ние уверенности».
По итогам такой беседы специалистом социаль-
ной работы составляется Социальная карта пациен-
та, в которую заносятся «социальный диагноз», т.е.
выявленные социальные проблемы, а также социаль-
ные характеристики самого больного, его семьи и
ближайшего окружения. На основании этого инди-
видуально для каждого пациента составляется про-
грамма по преодолению социальных проблем боль-
ного, его семьи и ближайшего окружения.
По мере решения проблем, выявленных изначаль-
но, а также возникших в процессе оказания паллиа-
тивной медицинской помощи, в Социальной карте
пациента делаются соответствующие записи.
Предпочтительно создание электронной базы дан-
ных, в которую профессиональный социальный