- page 41

Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
2. 2017 г.
41
гам или возможности реализовать свои права. Можно
сказать, что дискриминация – это результат практи-
ческого осуществления стигмы. Именно в социаль-
ной среде устанавливается, какие категории людей и
какие виды социальной идентичности в ней возмож-
ны. Имеются три различных типа стигмы: физиче-
ские отклонения, недостатки индивидуального
характера (безумие, политические пристрастия,
алкоголизм и т.п.), а также расовые и религиозные
стигматы. Стигмой инвалидности чаще всего явля-
ются видимые физические недостатки и дефекты, а
также подручные средства (трости, костыли, коля-
ска). Именно образ инвалида-колясочника исполь-
зуется для обозначения во внешней социальной
среде всех инвалидов [3].
Стигма,
принятая членом общества
, становится
фактором, влияющим на его поведение. Принятие
же нежелательных отличий связано с переживанием
стыда. Отличающимся членам общества приписыва-
ются определенные социальные черты, часто не
совпадающие с их истинной идентичностью. В этом
смысле стигма – это особый тип отношений между
качеством индивида и социальным стереотипом,
маркирующим это качество со стороны общества.
Следствием процесса стигматизации является мар-
гинализация и дискриминация лиц с ОВЗ.
Стигматизированный индивид может пытаться
исправить свой недостаток, овладевая видами дея-
тельности, которые его дефект делает недоступными
(компенсация), оправдывать дефектом свои неудачи,
а также по-другому интерпретировать имеющуюся
реальность или использовать свою стигму для полу-
чения выгод от общества. Тот или иной уровень при-
способления к социальной среде обеспечивают
защитные механизмы, такие как: нормификация –
попытка представлять себя как обычного человека
(игнорирование отличий); «почетная стигма», сопро-
вождающаяся завышенной самооценкой (инвалид-
ность вследствие боевых действий, спасения); ком-
пенсация – преодоление дефекта, рационализация с
альтернативными обществу убеждениями; социаль-
ная изоляция – защита себя от болезненных пережи-
ваний путем прекращения контактов с другими
людьми [27].
Проблема стигматизации также тесно связана с
толерантностью членов общества, т.е. терпимостью к
различиям. В социальном контексте нетерпимость
выражается в наличии дискриминационных соци-
альных стереотипов/предубеждений и возникающей
при этом враждебности. В этом случае навешивае-
мые на индивидуума ярлыки носят преимуществен-
но негативную окраску. Так, инвалидов могут вос-
принимать как «больных», нуждающихся в постоян-
ном уходе или «социально слабых», т.е. не способных
к самостоятельной жизни. Дискриминация инвали-
дов может быть явной или скрытой. Явная дискри-
минация заключается в открытом отвержении, когда,
например, человека с ОВЗ лишают работы или не
принимают на нее. Скрытая дискриминация находит
другие формы, такие как страх здоровых обременять
себя проблемами лиц с ОВЗ, «непонимание» других
здоровых по поводу помощи инвалидам или инфан-
тилизация инвалидов.
Таким образом, основной особенностью ситуации
стигматизированного индивида является проблема
принятия отличий (как со стороны общества, так и
со стороны индивида). Аналогичные сложности
испытывают и люди без физических недостатков,
затрудняющиеся в формировании отношения и
поведения к человеку со стигмой. Диапазон некон-
структивных форм поведения в отношении инвали-
дов колеблется от активного неприятия до сочув-
ственной жалости [8]. Следствием стигматизации
является большая социальная дистанция между
инвалидами и здоровыми лицами, обычно испыты-
вающими растерянность или неловкость в ситуации
контакта с инвалидами. Это подтверждается данны-
ми
исследований
Т.А.
Добровольской
и
Н.Б. Шабалиной (1993), касающихся позиции инва-
лидов в отношении людей без физических недостат-
ков и, наоборот, отношения последних к людям с
физическими недостатками [4, 5]. Авторы констати-
ровали неготовность многих здоровых к тесному
контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реали-
зующим их конституционные права наравне со всеми
остальными членами общества.
Сложившееся в общественном сознании отноше-
ние к лицам с ОВЗ можно также оценить как амбива-
лентное. С одной стороны, они воспринимаются как
отличающиеся в худшую сторону, а с другой – как
лишенные многих возможностей. Это порождает про-
тиворечивые чувства, такие как неприятие и даже
враждебность, сосуществующие с симпатией и сочув-
ствием [34]. Кроме того, отношение здоровых к
людям, имеющим физический или умственный
дефект, носят нередко характер доминирования –
подчинения. Это проявляется, в частности, в точке
зрения, что неинвалиды «лучше знают», в какой имен-
но помощи нуждаются инвалиды. Нередко здоровые
профессионалы определяют проблемы и социальные
потребности инвалидов таким способом, который
скорее отвечает их собственным интересам и пред-
ставлениям, нежели интересам их клиентов [60].
В целом инвалидность и инвалиды автоматически
позиционируются в негативном смысле, а инвалид-
ность формулируется как барьер. В то же самое время
многие неинвалиды имеют массу ограничений, не
рассматриваемых как дефект и не являющихся для
членов того же общества стигмой (ограничения по
питанию при некоторых заболеваниях, ограничения
физической силы или активности и т.п.). В связи с
этим требования к себе у лиц с ОВЗ могут существен-
но превышать их возможности, поскольку стигмати-
зированный индивид обычно склонен придержи-
1...,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40 42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,...56
Powered by FlippingBook